публикации » Все записи

Строительный контроль как аналог Государственному строительному надзору

Строительный контроль как аналог Государственному строительному надзору

 

В настоящее время все больший авторитет завоевывает Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее — Агентство), которая создана во исполнение поручений Председателя Правительства РФ (№ ВП-П16-3168, п. 15 от 17 мая 2011 г. и № ВП-П13-3511 от 27 мая 2011 г.).

 

По мнению коллег из Агентства и по логико-вероятностному подходу, следующим шагом по пути разгосударствления функций в области строительства и реконструкции объектов капитального строительства будет перевод процедур государственного строительного надзора на рельсы саморегулирования.

Готовы ли сами саморегулируемые организации (далее — СРО) вести надзор за деятельностью своих партнеров в той мере и в той степени, как это происходит при Государственном строительном надзоре? Готовы ли они подхватить эту функцию и перевести ее в формат строительного контроля? Время покажет, насколько эффективен институт саморегулирования при выполнении строительного контроля.

В Российской Федерации введение саморегулирования в области инженерных изысканий, строительного и технологического проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта явилось объективной необходимостью в связи с отсутствием важнейшего механизма в строительном процессе — ответственности строительных организаций за выполнение требований к видам работ, которые обеспечивают безопасность объектов капитального строительства [1]–[5]. Институт саморегулирования при частичном сохранении государственного регулирования позволит решить многие проблемы строительной отрасли на основе федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [6].

Мы видим, что на практике реализуется эффективная модель сочетания государственного регулирования с процедурами саморегулирования. Настоящая модель позволит сделать строительный рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников. Градостроительный кодекс Российской Федерации [1] положил начало процессу регулирования таких этапов жизненного цикла здания и сооружения, как инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Принятие Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [8] позволило развить принципы регулирования [7] всех этапов жизненного цикла зданий и сооружений — от процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и эксплуатации до консервации (утилизации, сноса).

Государственный строительный надзор действует в Российской Федерации на основе Градостроительного кодекса РФ [1] и Постановления Правительства РФ № 54 от 1 февраля2006 г. «О государственном строительном надзоре» [9], в частности:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы;

б) при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Задачей Государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее — подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.

Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом Государственного строительного надзора в рамках строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль). Государственный строительный надзор проводится в форме проверок.

Строительный контроль ведется на основании статьи 53 Градостроительного кодекса РФ [1] и Постановления Правительства РФ № 468 от 21 июня2010 г. «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Порядок проведения строительного контроля) [10]. К большому сожалению, долгожданный Порядок проведения строительного контроля вышел, мягко говоря, не совсем таким, каким его так долго ждали.

Необходимо, на самом деле, грамотно и правильно применить на практике ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, усилив подзаконный акт нормами, позволяющими его проводить строго и конкретно.

Усиление строительного контроля параллельно с разгосударствлением функций по государственному строительному надзору позволит снять излишние административные барьеры.

Не дожидаясь федеральных норм и отвечая на запросы многочисленных организаций, работающих в настоящем направлении, ОАО НТЦ «Безопасность в промышленности» в рамках Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве подготовило и выпустило Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), а также Методику проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-04-2009), которые приняты решением наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия от 20 июля2009 г. за № 30-БНС [11]. Позже вышла вторая редакция вышеуказанных норм в сборнике «Строительный контроль» [12].

Сейчас готовится к печати Методическое пособие «Безопасность строительства и осуществление строительного контроля», которое разработано для учебных заведений, саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, студентов, преподавателей, слушателей и экспертов по строительному контролю в порядке информации о реализации требований федерального законодательства в области строительного контроля. В настоящем Методическом пособии в целях улучшения качества подготовки и повышения уровня знаний представлены вопросы с ответами по строительному контролю; представлена также последняя информация по вопросам строительного контроля, содержатся цели и задачи строительного контроля, требования к строительному контролю, дана исполнительная документация и порядок проведения строительного контроля. Методическое пособие включает в себя технические правила, контролируемые параметры и нормируемые допуски, которые должны соблюдаться при выполнении работ.

Строительный контроль является многоуровневой интегрированной системой и включает в себя ряд мероприятий и процедур, обязательных для выполнения на всех этапах (стадиях) строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Он состоит из строительного контроля застройщика (заказчика), лабораторного, геодезического и производственного контроля, авторского надзора и контроля по вопросам инженерных изысканий.

На особо опасных, технологически сложных и уникальных объектах капитального строительства строительный контроль, как правило, проводится инспекционными организациями, аккредитованными в Единой системе оценки соответствия. Строительный контроль может, по решению застройщика (заказчика), проводиться посредством мониторинга технического состояния зданий и сооружений, отдельных конструкций и конструкционных систем, а также окружающей застройки и экологической обстановки.

Представитель организации, проводящей строительный контроль, проверяет своевременное оформление разрешительной документации на строительство и подготовительные работы, вынос границ отвода земельного участка под строительство. Он участвует в проверке и приемке детальной разбивки осей зданий, инженерных сетей и коммуникаций, отслеживает поступление и проверяет качество проектно-сметной документации, а также постоянно проверяет ход и качество строительно-монтажных работ, строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, наличие паспортов, результатов лабораторных анализов и испытаний; требует от лиц, осуществляющих строительство, своевременного и правильного ведения и оформления производственно-технической и исполнительной документации, ведения общего и специальных журналов производства работ, рассматривает текущие вопросы по организации строительного контроля и подготавливает документацию к сдаче объекта в эксплуатацию.

Лабораторный контроль проводят испытательные (строительные) лаборатории лиц, осуществляющих строительство, либо испытательные (строительные) лаборатории подрядных организаций.

Геодезический контроль проводится посредством выполнения геодезических работ, в том числе инструментального контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Производственный контроль включает входной контроль проектно-сметной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций, приемочный контроль строительно-монтажных работ. При входном контроле проектно-сметной документации проверяется ее комплектность и достаточность содержащейся в ней технической информации для производства работ.

Строительные материалы, конструкции, изделия и оборудование, поступающие на объект капитального строительства, должны проходить входной контроль на соответствие требованиям проектной документации, стандартам, техническим условиям, паспортам, сертификатам, подтверждающим качество и изготовление, а также соблюдение правил разгрузки и хранения. При необходимости материалы и изделия проверяют в испытательной лаборатории лиц, осуществляющих строительство, либо в испытательной лаборатории специализированных независимых подрядных организаций.

Операционный контроль должен проводиться в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также принятие мер по их устранению и предупреждению. Контроль проводится в соответствии со схемами операционного контроля на выполнение соответствующего вида работ.

Приемочный контроль проводится при завершении скрытых и других видов работ, готовности ответственных конструкций в процессе строительства и подготовке объекта капитального строительства к сдаче в эксплуатацию. Приемочный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), а также привлеченное по инициативе застройщика (заказчика) лицо, выполняющее разработку проектной документации.

При проведении авторского надзора над строительством объекта регулярно ведется соответствующий журнал (журнал авторского надзора за строительством), который составляется проектировщиком и передается застройщику (заказчику). Основные обязанности лица, ведущего авторский надзор, заключаются в проведении выборочной проверки соответствия выполняемых работ рабочей документации и требованиям технических регламентов, выборочного контроля качества и технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций, монтажа технологического и инженерного оборудования, своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию, информировании заказчика (застройщика) о несвоевременном и некачественном выполнении лицом, осуществляющим строительство, указаний специалистов авторского надзора для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований технических регламентов.

Мониторинг технического состояния зданий и сооружений, отдельных конструкций и конструкционных систем проводится в соответствии с нормативно-техническими документами и представляет собой систему наблюдения и контроля. Он проводится по определенной программе для своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения напряженно-деформационного состояния конструкций и грунтов основания, которые могут повлечь переход объекта строительства, реконструкции, капитального ремонта в аварийное состояние.

Система мониторинга технического состояния развертывается на объекте капитального строительства для осуществления сбора информации о напряженно-деформированном состоянии строительных конструкций во временном диспетчерском пункте и продолжает работать на этапе эксплуатации для сбора информации о напряженно-деформированном состоянии строительных конструкций в диспетчерском пункте объекта с возможностью передачи информации в соответствующие службы.

Ответственность организаций, осуществляющих строительный контроль, должна быть застрахована на основе независимой оценки рисков. В целях обеспечения оптимального взаимодействия лиц, осуществляющих строительство, с органами государственного строительного надзора целесообразно в договорах между застройщиками и организациями, осуществляющими строительный контроль, включать обязанность последних представлять интересы застройщиков перед органами государственного строительного надзора, а также предоставлять всю необходимую информацию о ходе проведения строительного контроля органам государственного строительного надзора.

В рамках СРО в ближайшее время необходимо реализовать ряд мер, направленных на повышение управляемости строительного комплекса и его эффективности в целом.

Во-первых, в целях улучшения контроля качества строительства и строительных материалов необходимо предусмотреть создание системы независимого строительного контроля, проводимого структурами СРО. В рамках строительного контроля специализированные организации или подразделения строительного контроля СРО, имеющие допуск на рынок от СРО, должны взять на себя проведение всего комплекса мероприятий по строительному контролю.

Используя успешный опыт развитых стран (например, в Германии основной организацией, работающей в данной  сфере с1872 г., является TÜV Rheinland Group) необходимо создать независимую систему строительного контроля, существующую на основе принципов сохранения положительной репутации и страхования ответственности.

Внедрение механизмов независимого строительного контроля не потребует дополнительного финансирования строительства. Согласно постановлению Правительства РФ №87 от 16.02.2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в сводный сметный расчет стоимости строительства должен включаться раздел «Строительный контроль». Поскольку договоры на осуществление независимого строительного контроля будут заключаться между заказчиками-застройщиками и организациями строительного контроля СРО напрямую, в смету подрядчика такие расходы включаться не будут.

Таким образом, без увеличения затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт значительно возрастет уровень безопасности и качества строительства.

Задача государства — отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка услуг в сфере строительного производства, установив при этом баланс интересов потребителей и исполнителей данного вила услуг. Необходимы соответствующие нормативно-правовые документы, а также действенный механизм  контроля их соблюдения, необходимо повысить ответственность субъектов саморегулирования, усилить их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности, создать механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных строительных компаний и удаления их с рынка строительных услуг.

 

Н. П. Четверик, руководитель совета Ассоциации независимых испытательных строительных лабораторий,

генеральный директор ООО «Оценка Соответствия»,

руководитель подкомитета по техническому регулированию

комитета инновационных технологий в строительстве НОСТРОЙ,

член комитета по техническому регулированию и стандартизации НОП,

член SOVAC при РСПП, член-корреспондент ВАН КБ

 

Использованные источники

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря2004 г. (ФЗ №190)

2. Федеральный закон №315 от 1 декабря2007 г. «О саморегулируемых организациях».

3. Федеральный закон № 7 от 12 января1996 г. «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Федеральный закон №240 от 27 июля2010 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон №294 от 26 декабря2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

7. Федеральный закон №184 от 27 декабря2002 г. «О техническом регулировании».

8. Федеральный закон №384 от 30 декабря2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

9. Постановление Правительства Российской Федерации №54 от 1 февраля2006 г. «О государственном строительном надзоре».

10. Постановление Правительства Российской Федерации №468 от 21 июня2010 г. «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».

11. «Строительный контроль». Сборник документов. Кол. авт.: В. С. Котельников, Н. П.Четверик, Р. А. Андриевский. — М: ОАО НТЦ «Промышленная безопасность»,2009 г.

12. «Строительный контроль». Сборник документов. Кол. авт.: В. С. Котельников, М. А. Луняков, Н. П.Четверик, Р. А. Андриевский, А. А.Ананьев, Д. О. Корольков. — М: ОАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2010 г.

Автор: Н. П. Четверик
Дата: 21.06.2012
«Петербургский строительный рынок» № 140
Рубрика: ***




«« назад