публикации » Все записи

Порт «Усть-Луга» наращивает мощности

Порт «Усть-Луга» наращивает мощности

 

В Лужской губе Финского залива продолжается строительство многоцелевого Морского торгового порта «Усть-Луга» пропускной способностью до 180 млн т различных грузов в год. По итогам первого полугодия 2012 г. порт «Усть-Луга» уже вошел в пятерку крупнейших портов России, вдвое увеличив грузооборот по сравнению с прошлогодними показателями.

 

Удачный выбор

Порт «Усть-Луга» расположен практически на границе РФ и Европейского союза. Он органично вписывается в транспортную сеть Северо-Западного региона, который играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках Европейской транспортной инфраструктуры. Большие глубины акватории порта (17,5 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают строящийся порт «Усть-Луга» единственным российским портом на Балтике, способным принимать суда дедвейтом до 160 тысяч тонн. Второй подходный канал обеспечивает круговое движение судов.

Круглогодичная эксплуатация с коротким периодом ледовой проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом порта «Усть-Луга». Помощь ледоколов бывает необходима лишь в самые сильные морозы. В обычные зимы для обеспечения проводок в канале достаточно буксиров ледового класса. Немаловажным преимуществом нового порта является и то, что грузопотоки в порт идут в обход крайне перегруженного Санкт-Петербургского транспортного узла. Уже сегодня при непосредственном участии Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» активно ведется реконструкция внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт «Усть-Луга» с основными транспортными магистралями. За счет резервных территорий порт «Усть-Луга» может развиваться на север Сойкинского полуострова.

При этом порт «Усть-Луга» строится как универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения будут оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания. На сегодняшний день в порту «Усть-Луга» работают одиннадцать терминалов: комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», лесной терминал, контейнерный терминал, терминал перевалки нефти, терминал перевалки нефтепродуктов, нефтебаза «Усть-Луга», терминал «Новая Гавань».

 

Собственный флот и транспортная инфрастуктура

Существенно повысить уровень эксплуатационных возможностей и обеспечить автономность порту «Усть-Луга» помогает собственный портофлот. Еще несколько лет назад Компания «Усть-Луга» пришла к выводу, что проект по созданию портофлота должен входить в число приоритетных видов деятельности. Одним из разделов этого проекта является буксирное обеспечение. С 2006 по 2008 гг. на судостроительном заводе «Пелла» по заказу компании были построены три буксира азимутального типа: «Белуга», «Навага» и «Севрюга» — мощностью3 200 л. с. А в начале2009 г. был спущен на воду буксир «Таймень» мощностью4 500 л. с., который при необходимости может работать с судами океанского класса. Буксирный флот планируется наращивать по мере увеличения объемов судозаходов. В соответствии с генеральной схемой развития порта «Усть-Луга» компанией предусмотрено приобретение и других специализированных судов портового класса: природоохранного флота, нефтемусоросборщиков, бункеровщиков, снабженцев, сборщиков льяльных вод. Таким образом, строительство собственного флота остается одним из стратегических направлений в развитии Компании «Усть-Луга».

Стратегическим партнером ОАО Компания «Усть-Луга» выступает ОАО «Российские железные дороги», которое обеспечивает развитие внешних железнодорожных подходов к порту по линии Мга — Гатчина — Веймарн — Усть-Луга в обход перегруженного Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В2011 г. на реализацию проекта «Комплексная реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» компания направила 15,2 млрд руб. В рамках проекта в2011 г. обеспечен ввод в эксплуатацию сплошных вторых путей на участке Мга — Гатчина — Веймарн — Лужская протяженностью156 кми в полном объеме завершена реконструкция станций (за исключением ст. «Мга»). Продолжены работы по развитию Лужского железнодорожного узла. Введены предпортовые станции «Лужская-Нефтяная», «Лужская-Северная» и «Лужская-Южная».

В2012 г. согласно проекту осуществлялось усиление электрификации участка Мга — Гатчина (протяженностью44 км) в связи с увеличением весовой нормы поездов, а также удлинение приемоотправочных путей на 19-ти станциях, ввод сплошных вторых главных путей протяженностью159,1 км, строительство железнодорожного пути в обход станции «Котлы» (4,65 км) и 8-ми новых железнодорожных станций и разъездов, наконец, электрификацию участков Гатчина — Ивангород, Веймарн — Котлы, Котлы — Усть-Луга, Котлы — Калище общей протяженностью180,1 км.

Развитие припортовой инфраструктуры гавани в Усть-Луге определено в качестве важнейшего инвестпроекта РЖД. Главным составляющим проекта станет станция «Лужская-Сортировочная». Это настоящая фабрика-автомат, где процесс обработки, сортировки вагонов и контроль грузов полностью возьмут на себя автоматы. Первый этап создания станции завершится в2014 г., как отметил Гапанович. Среди других инвестпроектов — развитие высокоскоростного движения между Санкт-Петербургом и Москвой. Речь идет о вводе в обращение сдвоенных составов типа «Сапсан», которые должны выйти на линию в третьем квартале2013 г. К этому же сроку планируется начало движения так называемых контрейлерных экспрессов Санкт-Петербург — Хельсинки. Они обеспечат экспресс-сообщение грузов, которые сейчас доставляются на автомобильных фурах между двумя странами. Линия будет открыта после согласования ряда организационных тарифных и пограничных вопросов, связанных с организацией новой услуги.

Развитие автоподходов, обеспечивающих работу порта, осуществляется с выходом на кольцевую автодорогу по направлению Петродворец — Кейкино и на федеральную трассу Санкт-Петербург — Таллин по двум направлениям: Усть‑Луга — Кингисепп и Усть‑Луга — Котлы — Заполье. В перспективе планируется строительство новой федеральной дороги Усть‑Луга — Великий Новгород с выходом на трассу «Россия». Как генеральный заказчик-застройщик ОАО Компания «Усть-Луга» развивает объекты и обслуживающие единицы общепортовой инфраструктуры в порту «УстьЛуга».

 

Источники, ресурсы и экология

Электроснабжение действующих объектов порта «Усть-Луга» осуществляется через электроподстанцию «Порт» мощностью 63 МВА. Завершается строительство новой электроподстанции «Слободка». В целом система энергообеспечения порта будет обеспечивать потребителей электрической мощностью в размере 174 МВА. Для снабжения терминалов водой питьевого качества, а также для бункеровки судов в порту «Усть-Луга» предусмотрена единая система хозяйственно-питьевого водоснабжения. Построенная система позволяет полностью удовлетворить потребности объектов порта в воде хозяйственно-питьевого качества. Водоснабжение порта предусматривается за счет подземных вод Гдовского горизонта, залегающих на глубине160 м, мощность системы — 2 740 куб. м/сутки. Дальнейшее развитие системы водоснабжения будет осуществляться в соответствии с потребностями терминалов.

Система связи позволяет предоставлять все современные виды телекоммуникационных услуг, отвечающих международным стандартам. Введена в строй первая очередь общепортовой телефонной канализации, позволяющей оказывать услуги связи терминалам, объектам общепортовой инфраструктуры и строительным компаниям на территории порта. Кроме того, в эксплуатацию запущена сеть передачи информации на основе технологии SDH, а также развернута транспортная Gigabit Ethernet-сеть на оборудовании фирмы Cisco System. Развитие внутрипортовой сети связи осуществляется в соответствии с графиком ввода в эксплуатацию и развитием мощностей перегрузочных комплексов. Строительство портового комплекса идет в соответствии с утвержденной Схемой генерального плана. В процессе утверждения проект прошел согласования в экологической экспертизе (оценка воздействия на окружающую среду). Все работы в порту ведутся в соответствии с согласованными проектами и действующим природоохранным законодательством. Организации, осуществляющие работы в порту, имеют все соответствующие лицензии.

Для снижения воздействия на окружающую среду разработаны и согласованы мероприятия по охране воздуха, почвы, флоры и фауны, а также водных ресурсов региона. Ежегодно проводится локальный экологический мониторинг и производственный экологический контроль, результаты которого предоставляются в природоохранные организации. Для минимизации негативного воздействия строительства на подземные, поверхностные воды и почву организованы временные площадки для сбора и хранения отходов с их последующей передачей лицензированной организацией. С этой же целью на строительную площадку допускается автотранспорт в исправном состоянии, заправка автотранспорта производится только специальным заправщиком. Чтобы не допустить загрязнения атмосферного воздуха, на территории строительной площадки запрещается сжигание мусора и строительных материалов. Ежедневно ведется строгий контроль над соблюдением природоохранного законодательства.

Кроме того, ОАО Компания «Усть-Луга» реализует специальную программу по возрождению Кургальского заповедника и Котельского заказника. Цель программы — пополнение запасов рыбы, увеличение гнездовий птиц, численности зверей и зеленых насаждений. Конечно, любая производственная деятельность неизбежно наносит определенный урон окружающей среде. Строительство такого крупномасштабного объекта, как многофункциональный морской торговый порт, не могло не сказаться на экологии региона. Поэтому основной задачей своей экологической политики Компания «Усть-Луга» видит минимизацию экологического ущерба от производственной деятельности и компенсацию негативных последствий. Стараясь сохранить первозданные заповедные уголки в этом районе, компания совместно с правительством Ленобласти участвовала в реализации экологической программы, цель которой — восстановление запасов рыбы, гнездовьев птиц, численности зверей и зеленых насаждений.

Сегодня вопросы экологии компания рассматривает как составную часть комплексного социально-экономического развития региона, прилегающего к порту. Разрабатываемая сейчас экологическая программа предусматривает мероприятия по сохранению и возрождению территорий Кургальского заповедника и Котельского заказника. Прекрасные естественные пляжи и сосновые дюны Западного побережья Кургальского полуострова позволят восполнить потерянные Россией курортные зоны Юрмалы и Паланги. Это позволит не только обеспечить качественными зонами отдыха работников порта и промышленной зоны, но и создать курортный район всероссийского, а в перспективе — и международного масштаба. Создание рекреационных зон, сохранение и возрождение природных богатств позволят компенсировать негативные последствия от производственной деятельности.

 

Градостроительство

Сегодня в строящемся порту «Усть-Луга» (Кингисеппский район Ленинградской области) трудится более 2 тыс. человек. К2018 г., когда порт выйдет на полную мощность и заработают предприятия в припортовой зоне, количество рабочих мест увеличится ориентировочно до 6–8 тыс. человек. Для тех, кто будет работать в порту, и для тех, кто живет в непосредственной близости от порта, реализует проект строительства нового поселения. Город портовиков Усть-Луга будет располагаться в районе поселка Усть-Луга.

Специалисты ФГУП РосГНИиПИ урбанистики по заказу Компании «Усть-Луга» разработали проекты генерального плана населенного пункта и планировки первой очереди. Документы, разработанные совместно с Комитетом по архитектуре Ленинградской области, были одобрены на президиуме градостроительного совета Ленобласти и успешно прошли общественные слушания.

8 ноября 2007 г. Генеральный план населенного пункта утвержден решением Совета депутатов м/о «Усть-Лужское сельское поселение». В городе предусматривается большая парковая зона с естественными прудами. Будут построены школы, детские садики, торговый и досуговый центры, поликлиники, больница, предприятия бытового обслуживания, современные причалы на берегу р. Луги. При строительстве нового поселения предполагается сочетать различные типы застройки. Зоны высокоплотной застройки составят 4–5-этажные, среднеплотной — 2-этажные здания. Планируются и зоны малоэтажной коттеджной застройки с приусадебными участками от 0,12 до0,15 га.

Вести строительство планируется в два этапа: первая очередь нового города (на 24,5 тыс. человек) — к2017 г., вторая (на 34,5 тыс. человек) — к2025 г. Общая площадь нового поселения должна составить около1 849 га. Для реализации этого направления деятельности Компания «Усть-Луга» учредила дочернюю компанию — ОАО «Портжилстрой», — которой поручено осуществлять проектирование, строительство, оформление всех правоустанавливающих документов для начала строительства нового города. Кроме того, комплексное развитие территории, прилегающей к порту, включает в себя: формирование и развитие припортовой промышленно-производственной зоны, создание зон для отдыха и туризма, соответствующее развитие внешних и внутренних инженерных и транспортных коммуникаций, удобное сообщение с Санкт-Петербургом, создание индустриальной зоны, логистических комплексов, зоны складов временного хранения; обеспечение необходимых социальных условий для работы, проживания и отдыха; строительство грузового аэропорта международного класса. Таким образом, Кингисеппский район в перспективе имеет все шансы стать промышленно-экономическим районом федерального значения.

Финансовое партнерство

В реализации проекта развития Морского торгового порта «Усть-Луга» принимает участие Внешэкономбанк (ВЭБ). Соответствующее соглашение было подписано между ВЭБ, ОАО Компанией «Усть-Луга» и ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» в рамках Петербургского международного экономического форума. Стороны намерены развивать сотрудничество в части координации стратегии и осуществления финансирования приоритетного инвестиционного проекта Северо-Западного федерального округа, который реализует Компания «Усть-Луга». Программа развития порта и прилегающей территории предусматривает создание в Кингисеппском районе Ленобласти нескольких взаимосвязанных кластеров. В рамках проекта планируется создание индустриальной зоны, предприятия которой будут специализироваться на глубокой переработке углеводородов, строительство нового города, развитие транспортно-логистического сектора, а также создание зоны рекреации и агропромышленного кластера.

 

Реализация потенциала

По итогам первого полугодия2012 г. Морской торговый порт «Усть-Луга» вошел в пятерку крупнейших портов России, вдвое увеличив грузооборот по сравнению с прошлогодними показателями. Объем перевалки грузов в порту вырос благодаря открытию новых терминалов, а также планомерному увеличению мощности работающих перегрузочных комплексов. С момента запуска (в марте текущего года) нефтебазы «Усть-Луга», конечной точки БТС-2, в порту было перегружено 3,7 млн т нефти. Кроме того, в декабре прошлого года в порту начал работу контейнерный терминал. В 3 раза увеличился объем нефтепродуктов, достигнув 5,9 млн т. Перевалка угля возросла в 1,3 раза, достигнув  7,3 млн т. Количество генеральных грузов составило 662 366 т, что на 45% больше, чем в первом полугодии2011 г. За 6 месяцев2012 г. грузооборот порта «Усть-Луга» составил 18 858 472 т различных грузов, что в 2,1 раза превышает прошлогодние показатели за аналогичный период. Объем перевалки автомобилей увеличился на 55,7% и достиг 81 525 единиц. Количество обработанных железнодорожных вагонов с января по июнь2012 г. возросло до 231 792 единиц, что в 1,6 раз больше, чем за первое полугодие2011 г. Первое место в рейтинге крупнейших российских портов занимает Новороссийск, увеличивший оборот к прошлогоднему показателю на 7% (до 81,6 млн т). Порт «Приморск» с грузооборотом 38,5 млн т  на втором месте. Третий — Большой порт «Санкт-Петербург» (27,7 млн т), снизивший перевалку грузов на 2,5%. Четвертая строчка — за портом «Восточный». Замыкает пятерку порт «Усть-Луга», который удвоил грузооборот до 18,9 млн т.

 

Справка

Компания «Усть-Луга» (ОАО) образована в1992 г. для строительства нового морского торгового порта в Лужской губе Финского залива. В настоящий момент компания реализует проект комплексного развития Морского торгового порта «Усть-Луга» и прилегающей территории.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) создана в2007 г. как институт развития. Деятельность банка направлена: на преодоление инфраструктурных ограничений роста, модернизацию и развитие несырьевой экономики и наукоемкой промышленности, стимулирование инноваций, экспорта высокотехнологичной продукции, осуществление проектов в особых экономических зонах и проектов в сфере защиты окружающей среды, а также на поддержку малого и среднего бизнеса.

 

Андрей Никитин

Автор: Андрей Никитин
Дата: 20.09.2012
«Петербургский строительный рынок» № 142
Рубрика: ***




«« назад