публикации » Все записи

Эрмитаж и Philips наградили победителей конкурса «Эрмитаж в новом свете»

Эрмитаж и Philips наградили победителей конкурса «Эрмитаж в новом свете»

 

В зале Совета Государственного Эрмитажа 26 февраля 2013 года были подведены итоги  международного конкурса, организованного Эрмитажем совместно с голландской компанией Philips.

 

Возрождение традиций сотрудничества

Первый контракт компании Philips с Эрмитажем был заключен в далеком 1898 году. Голландцы тогда выполнили заказ на поставку 50 тысяч угольных ламп-свечей для внутреннего освещения помещений Зимнего дворца. Затем лампы Philips были использованы для освещения всей резиденции российских императоров. Между прочим, именно этот контракт способствовал выходу компании Philips на международный уровень.

В эпоху СССР партнерские связи между сторонами отсутствовали. Только в 2009 году Philips и Эрмитаж решили возродить взаимовыгодное сотрудничество. Тогда во Дворце Меншикова были установлены новейшие энергосберегающие лампы Philips. Это позволило не только повысить качество освещения музейных помещений и улучшить их зрительное восприятие, но и на 45% сократить расходы на энергопотребление. Затем в Конюшенном музее Реставрационно-хранительского центра «Старая деревня» был реализован уникальный для российских музеев проект динамического освещения экспозиции на светодиодном оборудовании Philips.

В 2010 году компанией Philips были реализованы инновационные проекты по освещению Александровской колонны на Дворцовой площади, Иорданской галереи и Георгиевского зала Зимнего дворца. Для этого использовалось новейшее светодиодное оборудование Philips. Кроме того, голландцами были разработаны эксклюзивные светильники для Иорданской галереи.

В 2011 году специалисты Philips осуществили проект по инновационному энергосберегающему освещению Зимнего дворца Петра I. При этом была выполнена подсветка внутреннего дворика и расположенных в нем музейных экспонатов, коридоров дворца и знаменитой «Восковой персоны Петра I». Кроме улучшения визуального восприятия залов Эрмитажа, повысилась надежность освещения и его энергоэффективность (экономия электроэнергии достигла 45%). Подсветка «Восковой персоны Петра I» работы скульптора Б. К. Растрелли была выполнена светодиодными прожекторами, у которых нет теплового, УФ или ИК излучения. Это было важно для сохранности хрупких старинных материалов и тканей. При этом оборудование обладает высоким индексом цветопередачи, что обеспечивает адекватное восприятие музейного экспоната подобного уровня. Возле комнаты были установлены датчики движения, запрограммированные на включение подсветки скульптуры за несколько минут до того, как экскурсионные группы подойдут к экспонату. Это не только повысило энергоэффективность, но и обеспечило постоянный микроклимат в помещении, не нагреваемом лампами.

В коридорах дворца лампы накаливания были заменены светодиодными прожекторами DaySign, освещающими теперь как сам коридор, так и представленные там картины. Во внутреннем дворике установлена заливающая подсветка архитектурных сводов и обеспечено акцентное освещение экспонатов — саней, кареты и пушки. Система общего освещения была модернизирована с помощью установки светильников ArcTone с металлогалогенными лампами, работающими в двух режимах — обычном и праздничном.

По праздникам загораются светильники с цветными фильтрами: небесно-голубые, солнечно-желтые и нежно-малиновые лучи света создают энергичную жизнерадостную атмосферу. Предусмотрен аварийный режим работы светильников, который сможет обеспечивать общее освещение в течение часа после отключения электроэнергии.

В прошлом году к празднованию двухсотлетнего юбилея победы в войне 1812 года Philips осветила ее символ — Арку Главного штаба, которая является торжественным входом на Дворцовую площадь со стороны Невского проспекта.

При этом скульптурная композиция колесницы Славы была освещена мощными светодиодными прожекторами eW Reach Powercore, создавая ощущение ее парения над площадью. Яркий белый свет помогает подчеркнуть особую торжественность композиции, а с помощью светильников eW Blast Powercore удалось сделать центральный акцент на фигуре крылатой Славы.

 

Рождение конкурса

Художественная подсветка Арки Главного штаба позволила специалистам  задуматься о проекте комплексного освещения всего фасада здания, играющего ключевую роль в формировании архитектурного ансамбля Дворцовой площади. В мае прошлого года Государственный Эрмитаж и компания Philips объявили о начале общероссийского конкурса «Эрмитаж в новом свете».

Участниками конкурса могли стать как профессиональные светодизайнеры, так и студенты архитектурной и светотехнической специальностей, представившие свои концепции наружного освещения фасада Главного штаба. Задуманный как общероссийский, конкурс довольно быстро приобрел международный статус. Кроме 129 проектных групп из 27 городов России, свои решения на суд жюри представили также участники из Украины, Беларуси, Азербайджана, Великобритании и Германии. Всего в качестве официальных участников конкурса было зарегистрировано 146 проектных групп.

Стимул к победе был не только в материальном поощрении, главная изюминка заключалась в том, что лучшая концепция, выбранная экспертным советом, получала «путевку в жизнь», становясь основой почетно-значимого крупномасштабного проекта по освещению фасада Восточного крыла Главного штаба. Как известно, Западное крыло до сих пор «оккупировано» Министерством обороны России. Поэтому, хотя практически все конкурсанты предложили проекты по освещению всего фасада, это станет былью лишь после сложных переговоров с военным ведомством. Тем не менее, срок реализации проекта освещения Восточного крыла ориентирован на дату празднования 250-летнего юбилея Эрмитажа — 7 декабря 2014 года.

 

Триумфаторы

Победителем в номинации «За лучший проект начинающему светотехнику» стала Надежда Истомина (проект «От классики к современности», Москва, МАРХИ), выиграв поездку в светотехнические центры Philips в Голландии. Ее проект также был отмечен журналом Tatlin.

Надежда Истомина:

— Моя концепция объединила классический вариант подсветки и контрастное современное освещение. Первый режим призван подчеркнуть основные качества фасада, включая монументальность, симметрию и декоративность. Современная же подсветка разрушает предыдущий образ, создавая «неархитектурность», «здание, не похожее на здание.

 

 

 

Победителем в номинации «Творческий подход» стала Анна Грудинкина (проект «Смешение. Смещение», Москва, МАРХИ). Анна получит возможность посетить Фестиваль света в Лионе (Франция). В основе концепции ее проекта лежит распространение света и цвета от арки по всему фасаду. Режим «Монохромное распространение» отражает внутреннюю жизнь здания, которая оживает с наступлением сумерек и практически замирает с приходом глубокой ночи. «Цветовое распространение» призвано яркими акцентами подчеркнуть художественную составляющую фасада здания.

 

 

 

Обладателем специального приза от ProjectNext стала Ирина Мунштукова (проект «Дни недели в своей энергии цвета и света», Москва, МАРХИ).

Ирина Мунштукова:

— Моя концепция предлагает придать каждому дню недели свою энергию цвета и света, окрашивая фасад Главного штаба в различные оттенки. Использование динамического освещения позволит создавать атмосферу дворцовой площади, а анализ цветовосприятия характеристики каждого цвета поможет улучшить настроение горожан и гостей столицы. Отдельно мне захотелось отметить специальный проект «День эрмитажного кота», разработанный в Государственном Эрмитаже и посвященный кошкам, живущим в музее. Этот праздник традиционно проводится весной, и вечером фасад Главного штаба может украсить силуэт прогуливающегося и играющего кота.

 

 

 

 

Среди профессиональных светотехников победителем и обладателем Гран-при по результатам голосования жюри конкурса стала концепция, представленная рабочей группой бюро «СТК МТ Электро» из Екатеринбурга. Авторы — светодизайнер Наталья Копцева и светотехник Василий Тарасенко. Кроме авторского гонорара в размере 100 тыс. рублей, «СТК МТ Электро» заслужила право реализовать свой проект (если не полностью, то в качестве основы) по освещению фасада сначала Восточного, а затем, будем надеяться, и Западного крыла Главного Штаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

В проекте «СТК МТ Электро» основные подходы к концепции освещения близки к классическим. Главной задачей авторы видели создание световой композиции, которая подчеркнет четкость форм архитектуры, акцентирует внимание на элементах декора и придаст индивидуальность зданию-памятнику архитектуры мирового значения.

 

 

Редакция благодарит пресс-службу Эрмитажа за предоставленные материалы.

 

Подготовил Андрей Мельников

 

ВРЕЗКА

Жюри конкурса: Пиотровский М. Б., генеральный директор Государственного Эрмитажа, председатель жюри, Лукин В. П., главный архитектор Государственного Эрмитажа, Рохир ван дер Хейде, главный дизайнер Philips «Световые решения», Петров А. Г., член правления Санкт-Петербургского союза дизайнеров России, Будак В. П., профессор МЭИ (кафедра «Светотехника»), Стегнова Е. В., доцент кафедры «Дизайн Архитектурной Среды» МАрХИ, Радзиевкий Е. И. руководитель проекта «Эрмитаж», Philips «Световые решения», Ольга Липанович, промышленный дизайнер, куратор, консультант, журналист, автор блога omami.ru

 

ВРЕЗКА

Номинации

Для профессиональных светотехников — Гран-при за лучшую работу с возможностью последующей реализации проекта.

Для студентов: «Лучший проект начинающему светотехнику» и «Творческий подход».

 

Призовой фонд

Гран-при за лучшую работу — возможность реализации проекта и выплата авторского гонорара в размере 100 тыс. рублей;

За «Лучший проект начинающему светотехнику» — поездка в светотехнические центры Philips (LAC/OLAC) в Голландии.

За «Творческий подход» — поездка на Фестиваль света в Лион (специальный приз от ProjectNext).

 

ВРЕЗКА

М. Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

— Главный штаб — это музейное пространство нового формата, в котором современность перекликается с 250-летними традициями Эрмитажа. Нам очень приятно, что светодизайнеры отразили эту особенность в своих проектах. При выборе победителя мы искали концепцию, в которой бы новое световое решение не только бережно подчеркивало исторический фасад памятника архитектуры, но и открывало его классическую красоту с новой стороны.

Автор: Андрей Мельников
Дата: 22.03.2013
«Петербургский строительный рынок» № 147
Рубрика: ***




«« назад