публикации » Все записи

Новый импульс для порта «Бронка»

Новый импульс для порта «Бронка»

 

Несколько последних лет в центре внимания оставался порт «Усть-Луга». Сейчас он близок к выходу на проектную мощность, поэтому инвестиции все больше перераспределяются в пользу еще одного перспективного порта — «Бронка».

 

Судьбоносные решения

В соответствии с концепцией, аванпорт «Бронка» призван стать одним из ключевых грузовых районов Большого порта «Санкт-Петербург», интегрированных в логистическую систему Санкт-Петербургского транспортного узла. В рамках аванпорта «Бронка», предназначенного для обработки контейнерных и накатных грузов, был разработан проект «ММПК “Бронка”». Проект реализуется на южном побережье Финского залива: в районе примыкания комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (дамбы) к существующей береговой черте, в границах Муниципального образования города Ломоносов. В основном порт расположится на намывной территории, общей площадью около63 гектаров— на акватории Финского залива — с привязкой к береговой линии напротив железнодорожного вокзала. Серьезной предпосылкой к реализации проекта стал возросший дефицит портовых мощностей в регионе Балтийского моря, исторически представлявшем собой торговые ворота между Россией и европейскими странами. Проект строительства порта «Бронка» был одобрен в администрации Петербурга еще три года назад.

Всего в строительство вложат не менее 60 млрд рублей. Средства поступят не только из федерального центра, но и от частных инвесторов. Новый грузовой порт для Петербурга, по мнению экспертов, жизненно необходим.

По проекту, ММПК «Бронка» будет включать в себя 3 специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Площадь контейнерного терминала составит 107 га, терминала накатных грузов — 57 га, логистического центра –—42 га. Длина причальной линии контейнерного терминала составит 1 176 м(5 причалов), терминала накатных грузов — 630 м(4 причала). Пропускная способность I-й очереди ММПК «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. ед. ро-ро грузов. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. ед. ро-ро грузов в год. После завершения  строительства порт сможет принимать контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar.

Масштабный проект по строительству морского порта на южном берегу Финского залива уже получил в 2012 году поддержку Комитета Госдумы по транспорту. В начале декабря прошлого года стало известно, что правительство включило строительство многопрофильного морского перегрузочного комплекса «Бронка» (ММПК «Бронка») в подпрограмму Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». К изменениям, в частности, относится строительство морского многопрофильного перегрузочного комплекса «Бронка» в морском порту Большой порт «Санкт-Петербург».

В федеральной собственности находятся подходной канал и акватория ММПК «Бронка», а также средства навигационного оборудования. Государство решило профинансировать свою часть проекта в размере 15,9 млрд руб. за счет сокращения расходов на порты «Усть-Луга» (на 3,9 млрд руб.) и «Балтийск» (11,8 млрд руб.). Объясняется это тем, что «Бронка» является более привлекательным проектом, кроме того, у него уже есть частный инвестор — специально созданная для этого компания «Феникс», входящая в ЗАО «Холдинговая компания “Форум”» (ранее принадлежало Управлению делами РОФП УФСБ по СПб и ЛО).

В целом же развитие Санкт-Петербургского транспортного узла включает в себя создание новых комплексов не только в Бронке, но и в Ломоносове, на базе Литке и на Васильевском острове. Развитие узла идет по Генеральной схеме, которая была разработана в 1998 году и утверждена Министерством транспорта России.

По постановлению правительства Петербурга, нежилая зона Бронки отдается под создание новых морских терминалов. Территория расположена рядом с КАД. Предполагается, что после завершения строительства КАД будет прямой выезд из города на федеральные трассы. В самом конце прошлого года ФГУП «Рос­морпорт» объявило тендер на строительство первой очереди порта — разработку рабочей документации и проведение дноуглубительных работ до отметки11,2 м. Максимальное вознаграждение за эти работы заказчик оценил в 11,4 млрд руб. Отведенные сроки выполнения контракта — 43–58 месяцев. Итоги должны подвести до апреля 2013 года.

 

Как все начиналось

История проекта восходит к 1994 году, когда Комиссия Правительства РФ по федеральной программе развития транспортно-технологического портового комплекса в Финском заливе определила размещение в Ломоносове морского терминала. С тех пор были приняты распоряжения и постановления на уровне Санкт-Петербурга, разрешающие проектирование и строительство морского торгового порта в Ломоносове.

За реализацию инвестиционного проекта взялось ЗАО «Янтарь». Это солнечное название несколько лет было на слуху, а в 2008 году акционеры решили отказаться от него в пользу вполне определенного — ЗАО «Ломоносовский грузовой терминал». Компания хотя и сменила вывеску, но продолжала работать в своем русле. Несколько лет ушло на создание проекта, его согласования и прохождение экспертиз. Наряду с земельными велись и подводные работы. Из района проведения дноуглубительных и насыпных работ (по образованию территории терминала) переносили действующий подводный кабель связи, извлекали и утилизировали взрывоопасные предметы, прокладывали необходимые для строительства коммуникации. Компания полностью выполнила финансовые обязательства перед бюджетом Санкт-Петербурга, выплатив в качестве инвестиционного обременения сумму, эквивалентную 795 тыс. долларам США.

Все проектные и строительные работы ЗАО «Ломоносовский грузовой терминал» вело исключительно за счет акционеров. Основным источником финансирования полномасштабного строительства и закупки перегрузочного оборудования будет кредит, предоставленный консорциумом европейских банков.

Проект «ММПК “Бронка”» был разработан компанией «Феникс» в 2007 году, после чего включен в концепцию развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта «Санкт-Петербург». Эта же компания является и единственным частным инвестором этого проекта, планируя вложить в него 43,7 млрд руб. Объем федеральных инвестиций планируется в размере 15,2 млрд руб.

В 2008 году, после выхода Постановления правительства Санкт-Петербурга о проектировании и строительстве, компания «Феникс» приступила к проектированию многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка». Специализация ММПК «Бронка» — обработка контейнерных и накатных грузов (вся техника, товары, грузы, которые могут транспортироваться накатным способом).

Согласно намеченной программе, порт должен строиться в несколько этапов и впоследствии станет одним из ключевых грузовых районов Большого порта «Санкт-Петербург». Предполагается, что к 2015 году в порту появится контейнерный терминал на 1,45 млн TEU, и к 2022 году его мощности будут доведены до 3 млн TEU в год. Также к этому времени будет сооружен терминал накатных грузов на 260 тыс. единиц техники. По подсчетам «Феникса», после запуска всех мощностей ежегодные поступления в федеральный бюджет составят 9,9 млрд руб., а бюджет Санкт-Петербурга — 8,5 млрд руб.

 

Рабочие будни и светлые перспективы

Недавно на строительной площадке многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка» (Большой порт «Санкт-Петербург») началось строительство свайного основания открылка паромного причала №2. Погружено уже 76 ед. шпунта из 430 ед. В дальнейшем на данном открылке будет построен пандус шириной36 мдля приема судов типа Ro-Ro. Кроме того, на территорию ММПК «Бронка» в полном объеме (1 413 ед.) доставлен шпунт для строительства. А 18 января 2013 года начались работы по погружению шпунта на причалах № 7 и 8. Закончить строительство причалов планируется в третьем квартале 2013 года. Ожидается, что к этому моменту в порту будет возведено 6 морских причалов (1 причал для приема Ro-Ro судов и 5 — для приема контейнеровозов). Всего в составе ММПК «Бронка» будет функционировать 9 причалов: 5 контейнерных и 4 для приема судов типа Ro-Ro. Из порта автомобильные тягачи-контейнеровозы будут вывозить грузы по кольцевой автодороге.

Будет задействована и железная дорога. По Краснофлотскому шоссе никаких перевозок не планируется. Логистика построена таким образом, что из порта будет только один выезд — на развязку КАД. Потоки автомобилей рассчитаны и согласованы, так что пробок быть не должно. Паромы свяжут город Ломоносов с иностранными портами, обеспечат поток туристов и облегчат путь жителей из этого района за границу.

В порту обязательно будут построены очистные сооружения. Проектом предусмотрены вложения в социальную инфраструктуру города Ломоносов, благоустройство прилегающей территории, поддержка экологических проектов. Пассажирские паромы из Европы будут прибывать в комфортные условия и на благоустроенные территории.

На терминале предусмотрена собственная железнодорожная станция с шестью путями для погрузочно-разгрузочных операций и одним обгонным путем. Станция будет иметь выход на существующую железную дорогу. Для автотранспорта построят специальную восьмикилометровую дорогу с выездом с южной границы терминала в западном направлении. Дорога пройдет между железной дорогой и береговой линией, соединится с выездами из порта «Бронка» и выйдет на КАД. Параллельно с созданием терминала за счет бюджетных средств будет вестись строительство дороги.

Предполагается, что строительство первой очереди стоимостью 11,4 млрд руб. завершится в 2017 году. К этому времени частный инвестор проекта по освоению порта, компания «Феникс», собирается построить в порту «Бронка» контейнерный терминал мощностью 1,45 млн TEU в год.

Ожидается, что реализация проекта «ММПК «Бронка» позволит создать 2 300 новых рабочих мест (только на его морских терминалах). При этом ежегодные прямые налоговые платежи от деятельности комплекса составят: в бюджет Санкт-Петербурга — 1,7 млрд руб., в Федеральный бюджет — 2 млрд руб. Косвенные налоговые поступления за счет мультипликативного эффекта составят: в бюджет Санкт-Петербурга — 5,1 млр. руб., в Федеральный бюджет — 5,9 млрд руб.

Реализация программы строительства аванпортов Большого порта «Санкт-Петербург», в частности аванпорта «Бронка», позволит удовлетворить перспективную потребность региона в обработке морских грузов и повысить привлекательность Санкт-Петербурга как крупнейшего участника европейского рынка морских перевозок. Проектный грузооборот ММПК «Бронка» — 15 млн тонн контейнерных грузов и 260 тысяч единиц накатной техники в год. Это будет крупный транспортный узел Северо-Западного региона и один из крупнейших портов России.

 

«Усть-Луга»: последние штрихи

По информации застройщика, ОАО «Компания Усть-Луга», хотя в 2013 году в порту еще многое предстоит сделать, в том числе обеспечить транспортную доступность нового терминала, можно будет считать, что основные работы уже выполнены — ведь уже не останется объектов самого порта, которые необходимо построить. Сейчас завершается возведения последних1,2 кмпричальной зоны. По предварительным данным, на развитие порта «Усть-Луга» в2012 г. было потрачено около 59 млрд рублей, а частные инвестиции в проект составили более 47 млрд.

Усиление внешних железнодорожных подходов к порту «Усть-Луга» осуществляется в рамках инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» по линии Мга — Гатчина — Веймарн — Усть-Луга в обход перегруженного петербургского железнодорожного узла. Реконструкция предусматривает строительство двухпутной железной дороги на всем протяжении, удлинение станционных путей на промежуточных станциях до1050 метровдля организации движения большегрузных составов, полную электрификацию, строительство дополнительных тяговых подстанций, а также строительство централизованной системы блокировки и связи.

Припортовый железнодорожный узел ст. «Лужская» будет состоять из семи станций. На сегодняшний день в эксплуатацию введены три: «Лужская-Северная», «Лужская-Южная», «Лужская-Нефтяная». Завершено проектирование первой очереди станции «Лужская-Генеральная», ведется проектирование станции «Лужская-Сортировочная». В декабре 2012 года планируется завершение строительства станции «Лужская-Газовая». Кроме этого, в северном районе порта запланировано строительство станции «Лужская-Восточная».

В перспективе припортовый железнодорожный станционный комплекс порта «Усть-Луга» станет самым крупным и современным в Европе. При выходе на полую мощность грузооборот порта «Усть-Луга» составит 180 млн тонн в год. При этом около 65% от общего объема грузов планируется перегружать по железной дороге.

Реконструкция внешних автомобильных подходов к порту «Усть-Луга» ведется с 2001 года. В частности идет ремонт автодороги Усть-Луга — Ополье, соединяющей порт с федеральной трассой Санкт-Петербург — Таллинн М-11 «Нарва» и автодорогой регионального значения Петродворец — Кейкино с выходом на кольцевую дорогу Санкт-Петербурга по двум направлениям и далее на Москву, а также и центральные регионы по федеральной трассе «Россия». Еще в 2005 году дорога Усть-Луга — Ополье была включена в перечень федеральных и в настоящее время производится ее реконструкция. К 2015 году это будет двухполосная автодорога в каждом направлении, причем с разделительным газоном, обходом всех населенных пунктов и развязками в двух уровнях. В перспективе планируется ее продолжение (строительство) напрямую до Великого Новгорода и далее — с выходом на федеральную трассу «Россия». Кроме того запланирована реконструкция автодороги Петродворец — Кейкино, которая станет дублером Таллиннского шоссе.

 

Андрей Богданов

Автор: Андрей Богданов
Дата: 22.03.2013
«Петербургский строительный рынок» № 147
Рубрика: ***




«« назад