публикации » Все записи

Концепции - в колеса

Концепции - в колеса

 

Даже зимой на улицах Санкт-Петербурга можно увидеть велосипедистов. А уж с наступлением весенне-летнего сезона (а он не за горами!) их число возрастет многократно. Не удивительно, что петербуржцы, включая депутатов ЗАКС, вспомнили об обещанной чиновниками «велосипедизации» города.

 

Велосипедная метка

Подобно тому, как в пиратском кодексе чести полученная черная метка служила предупреждением о неминуемых проблемах, курирование велосипедной темы загадочным образом сказывается на судьбе профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга. В самом деле, и Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ), который начинал в 2007 году заниматься программой развития велосипедной инфраструктуры, и Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП), который продолжил начатое дело, оказались расформированными. Сейчас за реализацию велосипедной концепции отвечает Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Что-то будет дальше…

Первым более-менее структурированным документом по велосипедной будущности Петербурга принято считать Постановление №12 от 21 июня2007 г.

Городского штаба благоустройства при правительстве Санкт-Петербурга «О создании сети велосипедных дорожек в Санкт-Петербурге». Тогда, обсудив текущую ситуацию, Городской штаб благоустройства отметил важность развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге и рекомендовал Комитету по транспорту совместно с Комитетом по физической культуре и спорту, Управлением ГИБДД и СПб ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» в срок до 01.08.2007 г. разработать возможные маршруты велосипедного движения на городских улицах и магистралях и внести предложениями по их технической реализации. Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству было поручено в срок до 01.08.2007 г. подготовить адресную программу создания велосипедных дорожек в парках Санкт-Петербурга, а при проведении реконструкции улиц и магистралей города, в том числе въездных, предусматривать в проектах размещение велодорожек вдоль автомобильных трасс. Комитету по градостроительству и архитектуре было рекомендовано включать в архитектурно-планировочные задания на строительство и реконструкцию улиц и магистралей города условия по обустройству вдоль улиц и магистралей велосипедных дорожек. К каким-либо заметным результатам этот мозговой штурм, к сожалению, не привел.

Следующей вехой стало распоряжение правительства Санкт-Петербурга от № 69-рп. 03.06.2008 г., одобряющее план мероприятий по устройству велосипедных дорожек и строительству детских тренировочных и кольцевых велосипедных трасс. План мероприятий был рассчитан на период 2008– 2010 гг. Анонсировалось, в частности, что велосипедные дорожки должны появиться вдоль Софийской ул. до Колпино, на Витебском, Суздальском и Шуваловском проспектах, в Юнтоловском заказнике, в парке Сосновка и в Удельном парке. Также было принято решение об устройстве велодорожек в парке имени Сахарова, на бульваре Крыленко, в парке 24-го квартала в Купчино, в Южно-Приморском парке и на пр. Луначарского (от пр. Культуры до ул. Руставели). Помимо этого, в районе Пулковских высот было запланировано создание кольцевой велосипедной трассы, удовлетворяющей требованиям регламента Международного союза велосипедистов и создающей предпосылки к проведению в Северной столице международных соревнований. Также кольцевые велосипедные трассы были запланированы в поселке Парголово — в районе озера Финское.

Отметим, что согласно пункту 2.5 Распоряжения правительства Санкт-Петербурга № 69-рп от 03.06.2008 г. предусматривается на постоянной основе: «При подготовке заданий на проектирование, строительство, реконструкцию магистральных автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, обеспечивающих въезд на территорию Санкт-Петербурга, в установленном порядке предусматривать в составе работ устройство велосипедных дорожек в пределах границ полос отвода данных автомобильных дорог».

Титаническая работа чиновников на этот раз увенчалась историческим событием — в августе 2009 года была открыта велодорожка в Муринском парке. На участке между проспектами Культуры, Луначарского, Светлановским и Северным были проложены асфальтированные трассы для велосипедистов и роллеров. Маршрут проходит вдоль Муринского ручья (с обеих сторон) и вдоль пр. Луначарского. Чуть позже появилась трасса в парке по соседству (между Светлановским пр. и Гражданским пр.): одна часть велодорожки проложена по берегу Муринского ручья, а вторая — вдоль пр. Луначарского. При этом велосипедистам было предложено делить дорожки с роллерами. Сам факт появления этих велодорожек был приятен, но, учитывая их малую протяженность (всего несколько сот метров) и «вырванность из контекста» фактических велосипедных маршрутов, достижение оказалось сугубо символическим.

 

 

– существующие велодорожки

– рекреационные велодорожки

– транспортные велодорожки

– велопешеходные мосты/тоннели

Рождение концепции

Формированием велотемы стала концепция развития велосипедного движения в Петербурге, выполненная по заказу КТТП в конце2011 г. московскими специалистами из НИИАТ. Примечательно, что к разработке документа были допущены энтузиасты из крупнейших петербургских велоклубов — «ВелоПитер» и «Балтийская звезда». В соответствие с этой концепцией была поставлена задача — построить 120–150 км велосипедных дорожек, ведущих от окраин к центру, и четыре велосипедные парковки у Московского, Витебского, Балтийского и Финляндского вокзалов.

В обоснование выбранных приоритетов КТТП был опубликован Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка концепции и программы мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге, в том числе по созданию и обустройству велодорожек», в котором была проанализирована сложившаяся в городе ситуация с велосипедным транспортом и оценена возможность использования международного опыта.

Итак, согласно экспертным оценкам, количество владельцев велосипедов в Санкт-Петербурге на начало 2012 года превышало 1,5 миллионов человек, что сопоставимо с количеством владельцев личного автотранспорта (по данным ГИБДД, в Санкт-Петербурге зарегистрировано 1,38 миллионов легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам). Ежегодно в Санкт-Петербурге продается до 200 тыс. велосипедов (т. е. велосипедов много, а ездить негде). На тот момент в городе было обустроено около25 кмвелосипедных дорожек (в основном в рекреационных зонах) при общей протяженности городской улично-дорожной сети в 3,1 тыс. км.

Анализ опыта стран с высоким уровнем развития велотранспорта (Финляндия, Голландия, Германия, Великобритания, США, Испания, Франция, Дания) позволил экспертам в очередной раз сделать очевидный вывод о том, что экологически чистый, полезный для здоровья, малозатратный велосипедный транспорт может стать дополнительной альтернативой личному автотранспорту. Был достигнут консенсус относительно того, что развитие велосипедного движения в городе будет способствовать созданию условий для реализации прав граждан на свободу передвижений и ведение здорового образа жизни. Одновременно это поможет решению ряда транспортных, социальных и экологических проблем, в частности: снизится необходимость в общественном транспорте, уменьшится зависимость населения от автотранспорта, особенно в перемещениях на небольшие расстояния (до5 км), увеличится мобильность населения (за счет возможности более быстрого и безопасного передвижения по городу), увеличится связанность между районами, уменьшится интенсивность движения автотранспортных средств по улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, уменьшится негативное влияние автотранспорта на окружающую среду.

Вдохновленный результатами собственной научно-исследовательской работы, КТТП приступил к разработке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга «О развитии велосипедного движения в Санкт-Петербурге». Рекомендовалось прежде всего сосредоточиться на мерах по созданию базового уровня велоинфраструктуры (велополосы и велодорожки, велопарковки и велогаражи, зоны ограничения скоростного режима моторизованного транспорта и т. п.). Основные направления развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге, а также перечень мероприятий по развитию объектов соответствующей инфраструктуры, в том числе до 2015 года, должны были поступить в I полугодии 2012 года на утверждение правительством Санкт-Петербурга. Планировалось, что в случае принятия проекта будут подготовлены предложения по выделению необходимых бюджетных ассигнований на реализацию задуманного.

Среди приоритетов в деле развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге до 2015 года значатся: реконструкция существующей велосипедной инфраструктуры, обустройство обособленных велосипедных дорожек в парках, проектирование и реконструкция автомобильных дорог общего пользования в в части создания опорной сети маршрутов, создание велосипедных парковок (в том числе на платной основе), обеспечение УДС СПб ТСОДД, направленными на снижение скорости движения транспортных средств при приближении к нерегулируемому пересечению УДС с велодорожкой, приобретение малогабаритной техники для обслуживания инфраструктуры велосипедного движения, размещение социальной рекламы использования велосипеда для передвижения по городу, проведение массовых мероприятий, пропагандирующих использование велосипеда в ежедневных поездках, проведение статистических и социологических исследований для мониторинга велосипедного движения.

К 2015 году опорная сеть велосипедных маршрутов в Санкт-Петербурге будет включать: радиальные веломаршруты, соединяющие периферийные районы Санкт-Петербурга с центральными районами города (7 маршрутов), велосипедные маршруты, соединяющие между собой соседние районы Санкт-Петербурга (3 маршрута), веломаршруты, соединяющие районы Санкт-Петербурга с его пригородами (6 маршрутов). Планируется также создание велосипедных парковок на существующих перехватывающих автостоянках, у станций метро и железнодорожных станций в Санкт-Петербурге, около зданий, в которых размещаются исполнительные органы государственной власти города, включая администрации районов и государственные учреждения, а также государственные унитарные предприятия города, около учреждений начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования, а также их общежитий.

Так и не дождавшись начала реализации светлого велосипедного будущего, в феврале 2013 года среди заинтересованных петербуржцев поднялся ропот. К запросам участников велоклубов и проекта «Красивый Петербург» присоединились и некоторые депутаты ЗАКС. Из ответа губернатора Георгия Полтавченко на недавний депутатский запрос можно лишь утешиться тем, что от программы «велосипедизации» город пока не отказался. Просто, мол, она проходит согласования в исполнительных органах власти, и если будет принята в ближайшее время, то при весенней корректировке бюджета на 2013 год на ее реализацию уже могут быть заложены средства. Но вялость темпов и отсутствие реальных шагов рождает у велосипедистов смутные сомнения. Тем более что в КРТИ, на сегодняшний день ответственном за развитие велоинфраструктуры в Санкт-Петербурге, не считают данное направление приоритетным в своей деятельности (хотя на разработку концепции на 2013–2015 годы уже потрачено согласно некоторым данным около 4 млн руб.).

Справедливости ради стоит отметить, что велодорожки в Петербурге все-таки появляются. Например, своей велотрассой обзавелись жители Фрунзенского района (участок вдоль пр. Славы). Однако необходимо признать, что, во-первых, все дорожки появляются в новостройках — там, где и без них велосипедистам живется вполне сносно. А вот исторический центр города, несмотря на повышенный спрос со стороны велотуристов, по-прежнему остается вне поля зрения чиновников. Во-вторых, имеющиеся в городе велодорожки представляют собой скорее велотупички, так как ведут ниоткуда и никуда. Похоже, этим летом велосипедистам в Петербурге придется по-прежнему надеяться на ширину пешеходных тротуаров.

 

ВРЕЗКИ

Финский опыт

Власти финской столицы пришли к выводу, что строительство велодорожек вполне может быть прибыльным мероприятием. Таковы результаты исследования, проведенного Департаментом городского планирования Хельсинки, которое показало, что ежегодная прибыль от дополнительных вложений в строительство велосипедных дорожек в финской столице может составить миллионы. Каждое вложенное евро принесло бы в городской бюджет 8 евро дохода. Характерно, что финансовая отдача от строительства велоинфраструктуры заметно выше, чем от реализации обычных транспортных проектов. По расчетам специалистов, повышение суммы вложений в развитие велосипедной инфраструктуры столицы с нынешних 5–7 млн до 10 млн евро в период с2013 г. по2024 г. принесло бы прибыль — 310 млн евро к 2054 году. При сумме вложений 20 млн евро прибыль составила бы 774 млн евро.

Сегодня в финской столице более1 300 кмвелосипедных дорожек, а на 560 тысяч горожан (без жителей пригородов) приходится 400 тысяч велосипедов и всего 200 тысяч автомобилей. Одним из самых крупных проектов последних лет стала велосипедная и пешеходная трасса Baana протяженностью1,3 км, открывшаяся в июне 2012 года. Велосипед здесь заменяет и личный автомобиль, и общественный транспорт. Всего же в Финляндии4 830 кмвелосипедных дорог.

 

 

Исторические факты

 

1. Первая велосипедная дорожка появилась в1885 г. в Голландии, однако она предназначалась не для путешествий, а для гонок. Велодорожки в их современном понимании стали появляться в стране уже в начале 1890-х годов.

 

2. В1905 г. в Нидерландах был принят закон, запрещавший иным видам транспорта перемещаться по полосам, выделенным для велосипедистов. С распространением в стране автомобилей, которым также запрещалось пользоваться велосипедными полосами в целях безопасности велосипедистов, велодорожки стали отделять от основной части дорожного полотна заборами и живыми изгородями. Так велодорожки стали привычным элементом голландского сельского пейзажа.

Ситуация на городских улицах обстояла несколько иначе. В начале XX века велосипедный транспорт, бесспорно, доминировал в городах Нидерландов, но наблюдался стремительный рост числа автомобилей. В связи с этим велосипедные дорожки стали создаваться и здесь, в данном случае преследуя главным образом цель обеспечения безопасности дорожного движения.

Сеть велодорожек в голландских городах начала стремительно развиваться в начале 1940-х годов. Многие велосипедные дорожки и туннели, проложенные в середине XX века, используются и по сей день.

 

3. В Германии, представляющей собой довольно стандартный пример развития велодорожек, первая дорожка была создана в Бремене по той причине, что ездить на велосипеде по вымощенным брусчаткой улицам города было неудобно. К началу XX века велосипедные дорожки были проложены и в Магдебурге, и в Гамбурге, и в Любеке. В 1920-е годы в Германии начинается массовое устройство велосипедных дорожек, причем в первую очередь не из соображений безопасности, а из-за того, что велосипеды на дорогах стали мешать автомобилям, скорость движения которых росла. В1926 г. использование выделенных дорожек стало в Германии для велосипедистов обязательным.

 

4. В Европе в настоящее время по величине доли поездок, совершаемых на велосипедах, лидируют Нидерланды (27% в2005 г.), Дания (18% в2001 г.), Финляндия (11% в1998 г.), Германия (10% в2002 г.) и Швеция (10% в2000 г.). Многие крупные города, такие, как Лондон и Париж, стали использовать велосипедный транспорт для решения транспортных проблем.

В Москве, согласно плану развития транспорта, к2016 г. планируется повсеместное устройство велодорожек, а также создание 10 тыс. парковочных мест. Велосипедные дорожки уже появились в городе в прошлом году (правда, в конце лета) на дублерах проспекта Вернадского. Примечательно, что на окрашенных в зеленый цвет выделенных полосах пытались парковаться не привыкшие к подобным нововведениям московские водители, хотя эти новые велополосы были не первыми в столице — на рубеже XIX–XX вв. вдоль современного Ленинградского проспекта существовала велодорожка, созданная еще в 1897 году.

 

Андрей Мельников

Автор: Андрей Мельников
Дата: 05.04.2013
«Петербургский строительный рынок» № 148
Рубрика: ***




«« назад