публикации » Все записи

Корабль Ленобласти корректирует курс

Корабль Ленобласти корректирует курс

 

27 марта губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко впервые выступил в областном парламенте с докладом об итогах работы исполнительной власти в 2012 году.

 

«Власть должна вкалывать»

В своем выступлении Александр Дрозденко подчеркнул, что, находясь почти год у руля, он твердо придерживался курса, избранного при вступлении в должность губернатора: «Можно было просто плыть по течению. Но мы решили постараться качественно изменить ситуацию в регионе, используя как фундамент то, что было сделано предыдущей командой». Губернатор, прежде всего, напомнил, что ориентиром для органов власти Ленинградской области является Послание Президента РФ Федеральному Собранию, «ибо основные цели и задачи Ленинградской области неотделимы от целей и задач России». Заверив собравшихся, что на территории Ленинградской области полным ходом реализуются задачи, обозначенные В. В. Путиным в его предвыборных статьях и майских указах, Александр Дрозденко привел несколько строк из упомянутого Послания.

«Мир вступил в эпоху кардинальных перемен. Эту эпоху будут отличать новые жестокие конфликты, жесткая борьба. И это борьба не только за металлы, нефть, газ, но, прежде всего, за человеческие ресурсы», — процитировал губернатор. Поэтому «либо нация вырывается вперед, либо становится аутсайдером и неизбежно попадает в зависимость. Но обеспечить качественный рывок, войти в новый технологический уклад способна только та нация, которая обладает внутренней волей, энергией, способностью и желанием продвигаться вперед...».

«Всё это касается и власти, в том числе власти Ленинградской области», — сказал Александр Дрозденко. Возвращаясь с высот глобальной политики к областным реалиям, губернатор высказал мнение, что власть «не может становиться изолированной кастой избранных, она должна вкалывать на благо людей, на благо жителей Ленинградской области».

Развивая тезис о значении человеческих ресурсов, Александр Дрозденко сказал, что ключ к успеху — это консолидация интеллектуального и творческого потенциала жителей региона. А для этого необходимо поддерживать все позитивные инициативы независимо от того, от кого они исходят — от партий, от общественных организаций, от отдельных граждан.

«Мы должны помогать любым начинаниям, направленным на развитие и воспитание духовного, нравственного и физического здоровья. Власть должна привлекать и вбирать в себя действительно лучших», — сказал губернатор.

 

«Основной костяк команды состоялся…»

Именно так оценил результат своей кадровой политики по формированию областного правительства Александр Дрозденко. Следующим этапом стал выбор приоритетных направлений развития Ленинградской области «на основе честной и четкой оценки состояния дел, понимания наших сильных и слабых сторон, наших ресурсов и наших возможностей». Результаты этой работы изложены в Проекте концепции развития Ленинградской области, который будет передан в ЗакС для рассмотрения и принятия в статусе областного закона.

Назвав взаимодействие исполнительных и законодательных органов власти конструктивным, губернатор поблагодарил депутатский корпус за поддержку инициатив областного правительства.

Александр Дрозденко отметил, что последовательно исполняет все обещания, которые дал депутатам при вступлении в должность главы региона. В их числе и открытое формирование правительства Ленинградской области, и открытое обсуждение бюджета, и открытая реализация общих идей и планов. Признавая, что конструктивное сотрудничество отнюдь не исключает критику, губернатор подчеркнул, что он готов к открытому диалогу и открыт для споров.

 

Экономика порадовала губернатора

Переходя к конкретным тезисам, Александр Дрозденко по традиции начал с экономики. «Для того чтобы добиться нового качества жизни для жителей Ленинградской области, необходимо создать экономический двигатель, способный тянуть за собой все остальные сферы жизни», — подчеркнул губернатор. При этом первостепенными являются задачи равномерного развития экономики региона, ликвидации экономической отсталости отдельных отраслей и депрессивных районов.

В 2012 году областному правительству удалось обеспечить темпы экономического развития 47-го региона на уровне выше среднего по России. Так, промышленное производство в Ленинградской области увеличилось на 4,2%, а объем валового регионального продукта — на 4,7%. Наибольший рост выпуска продукции достигнут в отраслях производства машин и оборудования (почти на 20%), стройиндустрии (более 10%), обработки древесины и производства изделий из дерева (на 7,5%). Добыча полезных ископаемых возросла (по сравнению с2011 г.) на 9,5%. Хорошие результаты продемонстрировали отрасли, доля которых в региональном продукте становится заметнее с каждым годом. Это, прежде всего, строительство, объемы которого в Ленобласти возросли на 7%.

В течение2012 г. число предприятий малого и среднего бизнеса выросло на 5 тысяч и составило более 60 тысяч. Объем господдержки субъектов малой экономики достиг 332 млн руб. Расширился перечень получателей стартовых пособий за счет граждан, проживающих на территориях депрессивных городских и сельских поселений. В перспективе число граждан, занятых в малом бизнесе, и индивидуальных предпринимателей должно составить не менее половины всего трудоспособного населения региона.

Обращаясь к депутатскому корпусу, губернатор отметил, что свою роль в достижении экономическим блоком вышеназванных результатов сыграло совершенствование региональной законодательной базы — это новые областные законы, направленные на стимулирование экономической деятельности и поддержку предприятий, которые реализуют программы наращивания производства, снижения издержек и повышения конкурентоспособности своей продукции.

 

Где стройки, там и мигранты…

Успехи экономики, по словам Дрозденко, нашли отражение в материальном положении граждан. Так, в течение2012 г. заработная плата в среднем по Ленинградской области увеличилась на 14% и к концу декабря составляла 26,8 тыс. руб. Реальные среднедушевые доходы жителей выросли на 5,1%, опередив средние показатели по России. Однако рост благосостояния многие граждане едва ли смогли ощутить, ведь даже по официальным данным Росстата инфляция в стране составила более 6%.

Вместе с тем развитие экономики позволило Ленинградской области в2012 г. достичь одного из самых низких в России уровней регистрируемой безработицы — менее 0,5% от общей численности экономически активного населения. По словам Александра Дрозденко, практически все жители региона, которые хотели найти работу, смогли это сделать. К сожалению, обратной стороной медали экономических успехов стал нарастающий приток в регион трудовых мигрантов, негативно влияющий на криминогенную обстановку.

«Чаще всего очаги социальной напряженности на межнациональной почве вспыхивают там, где ведется интенсивное строительство, — признал глава региона. — Каждый год в Ленинградскую область прибывает порядка 250 тыс. трудовых мигрантов. Но далеко не каждый из этой трудовой армии может похвастаться законопослушностью. Сегодня мигранты приезжают с конкретными документами, якобы работать на конкретном предприятии, но ни они, ни их работодатели не несут юридической ответственности за то, что мигрант уйдет на любое другое предприятие. В итоге часть гастарбайтеров расползается по всей области», — подчеркнул Александр Дрозденко.

Для исправления ситуации, по мнению губернатора, на федеральном уровне необходимо принять хотя бы рамочный закон о муниципальной милиции, предоставляющий субъектам РФ право создавать собственные органы охраны порядка. Это позволило бы Ленобласти сформировать милицейские подразделения, по крайней мере, в отдельных муниципалитетах, где хуже всего ситуация с преступностью. Тем более что ряды патрульных подразделений полиции после переименования изрядно поредели. Видимо, одним из первых кандидатов на создание муниципальной милиции могло бы стать Усть-Лужское поселение Кингисеппского района. Реализация проекта по строительству порта, индустриальной зоны и нового города уже привела к высокой концентрации рабочей силы в районе Усть-Луги. В результате один из ведущих драйверов областной экономики стал причиной ухудшения криминогенной обстановки.

Глава региона также убежден, что необходимо внести изменения в федеральное законодательство — ужесточить ответственность работодателей за приглашенных ими гастарбайтеров, и в целом расширить возможности органов власти по контролю над эмигрантами.

 

Областной транзит

Многофункциональный порт в Усть-Луге, по оценке властей, представляет пример удачного партнерства государства и бизнеса. В Морском торговом порту «Усть-Луга» коммерческими компаниями построено и введено в эксплуатацию 6 специализированных перегрузочных комплексов с ежегодным грузооборотом 33 млн тонн. Основные перерабатываемые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения.

Ожидается, что в2013 г. в порту «Усть-Луга» будут введены первые очереди комплексов по перевалке и фракционированию стабильного газового конденсата и продуктов его переработки и по перегрузке сжиженных углеводородных газов.

Вклад государства в этот проект — инвестиции в портовую инфраструктуру, выделяемые в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.».

На территории Кингисеппского района, близ порта, реализуется проект комплексного освоения территории, включенный в качестве приоритетного в Стратегию социально-экономического развития Северо-Запада на период до2020 г. Проект предусматривает создание припортовой индустриальной зоны площадью3 500 гаи нового населенного пункта на 34,5 тыс. жителей. Это позволит обеспечить комфортным жильем со всей необходимой социальной инфраструктурой сотрудников порта «Усть-Луга» и припортовой зоны. В перспективе население города достигнет 58 тыс. человек.

В качестве инвесторов на территории индустриальной зоны предполагается поместить нефтеперерабатывающий комплекс и газо-химический комбинат по переработке этана.

Помимо Усть-Луги, на территории Ленобласти развиваются порты в Приморске, Высоцке, Выборге. Используя географические преимущества региона, через территорию которого издревле проходили крупные международные транзитные маршруты, инвесторы активно размещают складские и логистические комплексы. В основном, вблизи от федеральных автотрасс, железнодорожных и водных путей.

Общий объем перевозок, выполненных транспортным комплексом региона в2012 г., составил более 123% к уровню предыдущего года. При этом объем грузоперевозок морским транспортом увеличился на 22%, магистрально-трубопроводным — на 5%, железнодорожным — на 1,7%. Характерно, что объем перевозок грузов автотранспортом сократился на 19%. С одной стороны это отражает тенденции развития Ленобласти в качестве самого крупного портового региона в акватории Финского залива, но с другой — вполне резонно предположить, что свою роль сыграло и далеко не блестящее состояние областных автотрасс, тем более что в регионе представлены все виды транспорта, и грузоотправители имеют возможность выбора.

 

Инвесторы позаботятся о зарплатах

«Инвестиционная политика Ленинградской области должна быть привязана к повышению заработной платы», — объявил в своем выступлении Александр Дрозденко. Следуя этой стратегической доктрине, областное правительство будет подписывать соглашения только с теми инвесторами, которые гарантируют среднюю заработную плату на своих предприятиях не ниже, чем средняя заработная плата в каждой конкретной отрасли их деятельности. При этом власти региона не готовы ждать выхода предприятий на полную мощность и намерены требовать от инвесторов конкурентной заработной платы уже на начальных этапах реализации проектов. В противном случае нет смысла поддерживать данных инвесторов.

Судя по всему, правительство области действительно может позволить себе достаточно жестко диктовать инвесторам правила игры на территории 47-го региона. По итогам2012 г. (в мониторинге, проводимом Министерством регионального развития РФ) Ленинградская область заняла четвертое место по инвестиционной привлекательности, пропустив вперед только сырьевых гигантов: Тюменскую обл. и Ханты-Мансийский АО, а также Краснодарский край, в котором завершается строительство олимпийский объектов. Однако показатели финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности Ленобласти улучшаются не только по данным официальной статистики. Так, в2012 г. Международное агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Ленобласти в иностранной и национальной валюте с уровня AA-(rus) до AA(rus). На сегодня это один из самых высоких рейтингов среди субъектов Российской Федерации. При этом прогноз по долгосрочным рейтингам — стабильный.

За2012 г. объем инвестиций в регион превысил 330 млрд руб. Из них 89% составляют инвестиции частных организаций — «это те инвестиции, которые осуществляются без привлечения бюджетных средств». Результатом инвестиционных процессов стал ввод в эксплуатацию сразу нескольких крупных промышленных объектов, в числе которых Тихвинский вагоностроительный завод, «Меттэм-ЛСК», «Электромодуль», «Элопак», «Победа ЛСР». В общей сложности на этих и других предприятиях в2012 г. было создано 3 850 новых рабочих мест.

Губернатор также обратил внимание присутствующих, что приток иностранных инвестиций, из которых 3/4 — это прямые инвестиции, увеличился почти вдвое. В точных цифрах объем иностранных инвестиций в экономику области составил в2012 г. 1,4 млрд долл., что в 1,9 раза превышает аналогичный показатель2011 г.

 

Регион меняет инвестиционный пейзаж…

«Оценивая эффективность инвестиционной политики Ленинградской области, не следует ограничиваться статистическими данными и перечнем реализованных проектов, — подчеркнул губернатор. — Не менее важно, что в регионе меняется сам инвестиционный пейзаж, и область перестают считать экономической провинцией».

В минувшем году соглашения о предоставлении мер государственной поддержки со стороны Ленинградской области по инвестиционным договорам заключены с 14-ю крупнейшими европейскими и отечественными предприятиями, среди них: «Сименс-Технологии газовых турбин», «Усть-Лужский контейнерный терминал», «Распределительно-перевалочный комплекс — Высоцк «ЛУКойл-II», «Роквул-Север», «Йотун Пэйнтс», Выборгская лесопромышленная корпорация и др.

На сегодняшний день в Ленинградской области в стадии реализации находится более 110 крупных инвестиционных проектов, направленных как на создание новых промышленных объектов, так и на расширение, реконструкцию и модернизацию действующих. Среди них 17 — это высокотехнологичные инвестпроекты, завершить которые планируется уже в текущем году. Ожидается, что в2013 г. войдут в эксплуатацию: комплекс глубокой переработки нефти (на основе гидрокрекинга мазута) в Киришах, производства автомобильных сигнализаций, и металлоконструкций во Всеволожском районе, первая очередь комбината по выпуску домов из клееного бруса в Волховском районе, предприятие по выпуску лекарственных форм и биологических добавок и многофункциональный комплекс по производству изделий из металла в Гатчинском районе, складской комплекс и первая очередь производства металлоконструкций в Тосненском районе.

За хлопотами вокруг частных инвесторов не будут забыты и крупные государственные монополии, работа с которыми, по мнению губернатора, позволит кардинально изменить ситуацию в регионе.

Александр Дрозденко напомнил, что одним из первых шагов новой команды стало предложение крупнейшим российским компаниям перейти на систему уплаты консолидированного налога на прибыль. Только за счет этого удалось дополнительно привлечь по налогу на прибыль в бюджет региона более 6 млрд рублей.

На сегодня правительством области подписаны соглашения с такими компаниями, как: Газпром, «ЛУКойл», «Новатек», «Сибур» и др. По словам Александра Дрозденко, они обеспечивают региону и весомые инвестиции, и заметное пополнение бюджета. В2013 г. планируется увеличить приток инвестиций как минимум на 2% и обеспечить ввод на территории региона более 4 тыс. рабочих мест. При этом инвестиционный портфель Ленинградской области должен стать более инновационным.

Главная цель развития экономики — это не сама экономика как таковая, а повышение уровня жизни людей. «Но эта задача не может быть решена без поддержки предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, — подчеркнул губернатор. — В связи с этим нужно делать ставку не просто на привлечение инвестиций и создание рабочих мест, а создание именно высокооплачиваемых рабочих мест и привлечение инвестиций, развивающих только современные высокоэффективные технологии».

 

Квартиры в Ленобласти станут дороже?..

«Ленинградская область является лидером Российской Федерации по темпам строительства жилья», — отметил губернатор.

По данным Петростата, в2012 г. в эксплуатацию на территории области было введено 1 млн 150 тыс. кв. м жилых площадей, в том числе 580 тыс. кв. м индивидуальных жилых домов. Это по отношению к2011 г. рост на 6,8%. Всего построено более 14,7 тыс. квартир и 4,7 тыс. индивидуальных домов.

«Результаты работы строительного комплекса, по итогам года, оказались даже лучше, чем планировалось ранее», — отметил губернатор. Однако не достаточно просто построить жилой дом, его нужно обеспечить инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой. Только в этом случае люди смогут комфортно жить в нем. «Областное правительство готово участвовать в финансировании работ по строительству инфраструктуры для новых микрорайонов и жилых комплексов, но лишь при активном финансовом участии самих застройщиков», — подчеркнул Александр Дрозденко. Он также добавил, что обязательными условиями для застройщиков являются регистрация на территории Ленобласти и своевременная уплата налогов в областной и муниципальный бюджеты.

В целом, новые правила игры на строительном рынке Ленобласти позволят сделать отношения властей и застройщиков-инвесторов более прозрачными. «При этом основой градостроительной политики области станут генеральные планы областных территорий, формирование которых необходимо завершить в текущем году», — добавил губернатор.

Новая политика областных властей на строительном рынке уже дала определенные результаты. В2012 г. объем частных инвестиций только в коммунальный комплекс области превысил 818 млн руб. «Появились первые построенные по региональным программам, но за счет частных инвестиций, автомобильные дороги и детские сады», — подчеркнул Дрозденко.

Однако, по словам губернатора, это отнюдь не означает, что область полностью переложит свои социальные обязательства на плечи частных инвесторов. В2012 г. только на строительство и реконструкцию социальных объектов из средств областного бюджета было выделено 2,25 млрд руб. За счет этих средств на территории Ленобласти введено в эксплуатацию 19 новых объектов, а также выполнены капитальные ремонты 39 сельских домов культуры.

Продолжится работа по обеспечению жильем и работников бюджетной сферы. Поставлена цель, чтобы приехавшие работать в сельскую местность врачи могли получать благоустроенное жилье в течение 2-х лет с момента постановки на очередь, а учителя — в течение 3-х лет.

Запуск программы страхования муниципального и государственного жилья, по словам губернатора, позволит полностью решить проблему погорельцев. Обычно областные и муниципальные власти с огромными затруднениями находят возможность обеспечить жильем граждан, чьи дома сгорели при пожаре. При этом люди годами вынуждены ждать момента, когда, наконец, они смогу справить новоселья. Однако для радикального решения проблемы достаточно просто страховать государственное и муниципальное жилье, а затем, в случае беды, покупать погорельцам новые квартиры или дома за счет страховых выплат.

На перспективу правительство области ставит перед собой задачу — через 5 лет довести объемы строительства жилья в регионе до 3 млн кв. м новых жилых площадей в год. Но это будут не просто квадратные метры, а полноценные жилые микрорайоны с инфраструктурой и всеми сопутствующими социальными объектами: детскими садами, школами, поликлиниками. «Если мы сумеем отстоять эту принципиальную позицию, нам удастся качественно поменять жизнь людей в Ленинградской области», — подчеркнул Александр Дрозденко.

К сожалению каких-либо идей, как сделать жилье более доступным по стоимости для граждан, из уст губернатора не прозвучало. Хотя нетрудно предположить, что все обязательства застройщиков по развитию социальной и прочей инфраструктуры, в конечном итоге, будут оплачены покупателями областной недвижимости из собственных карманов…

 

Дороги: от ремонтов к реконструкции

«Подход к строительству и ремонту дорог Ленобласти должен измениться качественно», — заявил губернатор.

До недавнего времени почти 90% средств расходовалось только на текущий ремонт дорожного покрытия. При этом дорожное ведомство почти не занималось подготовкой документов для капитального ремонта, реконструкции и нового строительства автотрасс. В нынешнем году в связи с новыми установками часть средств областного дорожного фонда будет направлено именно на разработку проектно-сметной документации по развитию автодорожной сети. По словам главы региона, это позволит Ленобласти получить дополнительные ассигнования на строительство новых и реконструкцию существующих дорог из средств федерального бюджета на условиях софинансирования.

«Без федеральной поддержки кардинально решить дорожные проблемы в Ленинградской области не удастся», — сказал Александр Дрозденко. В числе приоритетных задач, требующих федеральных ассигнований, он назвал строительство нового моста через реку Волхов (на подходе к Киришам), возведение путепроводов, реконструкцию наиболее загруженных региональных дорог.

На2013 г. объем бюджета областного дорожного фонда составляет 8 млрд 243 млн руб. Часть этих средств планируется направить на капитальный ремонт и строительство автодорог в удаленных депрессивных районах Ленобласти.

Говоря об итогах минувшего года, Александр Дрозденко отметил, что на территории области удалось ввести в эксплуатацию688 кмучастков дорожной сети, в том числе572,5 кмрегиональных и115,7 кмместных дорог. Кроме того, активные дорожно-строительные работы велись и на федеральных магистралях. «Тем не менее, состояние дорожной сети 47-го региона остается неудовлетворительным, что вызывает вполне справедливую критику», — признал губернатор. Отметив, что муниципалитеты не смогли освоить почти половины всех средств, выделенных областью на ремонт местных дорог, Александр Дрозденко объявил руководителям муниципальных образований, что намерен требовать от них софинансирования подобных проектов.

 

Власть на путях реформ

Свой доклад губернатор завершил темой реформы местного самоуправления: «Сложно говорить о патриотическом воспитании, невозможно создать конкурентоспособную экономику, решить социальные задачи, если у нас не эффективно работают государственные и муниципальные структуры. Без сомнения, качество принимаемых управленческих решений в регионе должно быть поднято на новый уровень».

Одним из путей решения этой задачи, по мнению Александра Дрозденко, является объединение администраций городов — районных центров с администрациями районов. Кроме того, областные власти намерены с2014 г. подписать прямые соглашения со всеми муниципальными районами о софинансировании всех обязательств, взятых регионом перед Российской Федерацией. Это, прежде всего, программы строительства детских садов, капитального ремонта жилого фонда, расселения аварийного жилья и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Губернатор заверил: «Команда областного правительства будет подходить к этой работе гибко, учитывая финансовые возможности каждого муниципального образования. Но соглашения подпишут все. И безусловный контроль над выполнением соглашений, оценка работы муниципальных образований встанут во главу угла».

Упрекнув муниципалов в попытках перевалить ответственность за решение вопросов, по закону находящихся именно в их компетенции, на областные власти, Александр Дрозденко заявил о намерении твердо придерживаться принципов открытости и гласности. Одним из шагов по реализации этой политики стал запуск сайта «Открытый бюджет» Ленинградской области. Каждый пользователь Интернет может зайти на сайт (http://budget.lenobl.ru/) и в режиме онлайн посмотреть все статьи расходования бюджета, ознакомиться с адресными программами. В дальнейшем здесь будет размещаться подробная информация о госзаказах.

Одновременно с развитием электронной демократии правительство области в ближайшее время планирует полностью перейти на электронный документооборот. Будет продолжена практика привлечения представителей научных, общественных, политических кругов к решению насущных проблем, включая обсуждение законопроектов. Расширится спектр взаимодействия и координации совместных действий с федеральными структурами, органами исполнительной власти других регионов, в первую очередь, с органами исполнительной власти ближайшего соседа — Санкт-Петербурга. «Создание и работа в2012 г. Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере социально-экономического развития сегодня позволяет уверенно говорить, что ряд текущих проблем, которые не решались годами, будет решен», — заявил Александр Дрозденко.

Можно добавить, что обсудив тезисы губернаторского доклада и обозначив целый ряд нуждающихся в незамедлительном решении проблем, депутаты ЗакСа Ленобласти сочли отчет в целом удовлетворительным и проголосовали за его утверждение. В свою очередь Александр Дрозденко заверил парламентариев, что готов корректировать повестку дня областного правительства с учетом их замечаний и предложений.

 

Вадим Ежов

Автор: Вадим Ежов
Дата: 21.05.2013
«Петербургский строительный рынок» № 149
Рубрика: ***




«« назад