публикации » Все записи

Концепция оказалась «сырой»

Концепция оказалась «сырой»

 

Концепция развития Ленинградской области в существующем виде может только усугубить дисбаланс между пригородами и удаленными районами. К такому выводу пришли участники заседания областного правительства, на котором рассматривался этот стратегический документ.

 

Попытка заглянуть за горизонт

Раскритиковав разработчиков за отсутствие конкретных планов развития дальних депрессивных районов, губернатор Александр Дрозденко дал указание доработать проект Концепции, прежде чем она попадет в ЗакС для принятия в статусе областного закона.

Идея обновить Концепцию развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу стала едва ли не первой инициативой после прихода к власти новой команды областного правительства. Вскоре был проведен конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по разработке «Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года», по итогам которого победил Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запада». 18 сентября2012 г. с победителем был заключен государственный контракт стоимостью порядка 15 млн руб.

И вот спустя полгода напряженной работы, многочисленных обсуждений, совещаний, дискуссий, презентаций и других мероприятий проект концепции был представлен (28 февраля) на правительственном заседании.

Открывая заседание, губернатор Александр Дрозденко отметил, что разработка документа, который определит вектор развития Ленинградской области на перспективу до2025 г., вышла на финишную прямую. Глава региона напомнил, что проект концепции обсуждался открыто с привлечением самых широких слоев населения. Принять участие в дискуссиях смогли представители не только истеблишмента, но и муниципального сообщества, бизнеса, общественных организаций.

Проект документа также был размещен в открытом доступе на сайте http://lenobl2025.ru/, и практически каждый житель региона мог ознакомиться с ним, высказать замечания, направить разработчикам свои предложения и дополнения.

Курирующий разработку концепции вице-губернатор Ленинградской области, председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов отметил: «Все предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения от бизнеса, муниципальных властей, экспертов и жителей, были проанализированы и учтены. В результате получился очень живой документ, который постоянно менялся и дополнялся. Разрабатывая концепцию развития области до2025 г., мы достаточно смело заглядываем в будущее, стараясь выбрать оптимальный сценарий, по которому будет жить наш регион. Однако за минувшие годы нам удалось заложить достаточно прочный фундамент, позволяющий строить планы на столь отдаленную перспективу».

Александр Дрозденко далее напомнил: «Еще в середине девяностых мы не могли заглядывать за горизонт дальше, чем на два-три месяца, и разработка даже годового бюджета казалась тогда достаточно смелым шагом. Однако сейчас для нас уже стала повседневной практикой разработка трехлетнего бюджета с прицелом на пять лет вперед».

Добавив, что заложенный в основу концепции сценарий развития Ленинградской области поддержало большинство участников слушаний, губернатор предложил перейти к обсуждению документа.

 

Инвестиции по инерции не придут

Концепцию социально-экономического развития Ленинградской области до2025 г. представил в своем докладе вице-губернатор Дмитрий Ялов. Несмотря на то, что практически все участники заседания уже успели ознакомиться с проектом, докладчик счел необходимым коснуться истории вопроса.

Ленинградская область, по словам Дмитрия Ялова, обладает большим экономическим потенциалом. Именно на этой основе, созданной в предыдущие десятилетия, 47-й регион смог активно восстанавливать и развивать экономику после развала в девяностых, черпая резервы в более эффективном использовании старых советских предприятий и привлечении инвестиций в инфраструктурные мегапроекты. На сегодня этот потенциал, позволивший области в начале нулевых выйти в лидеры инвестиционного развития, уже практически исчерпан. «Необходимо искать новые пути, шире используя инновационные методы развития экономики и социальной сферы, — подчеркнул Дмитрий Ялов. — В частности, стимулировать увеличение глубины переработки и длины производственной цепочки по выпуску продукции, создавая для бизнеса более комфортные условия».

Вице-губернатор отметил, что при разработке концепции рассматривалось три наиболее вероятных сценарных плана развития Ленинградской области.

Инерционный (или, как его еще можно назвать, консервативный) сценарий предполагает, что власти не будут вносить какие-либо новации в корректив своей работы. В случае, если все останется как было, темпы роста областной экономики составят 3–4% в год, что примерно соответствует прогнозному среднероссийскому уровню. «Однако вполне очевидно, что реализация такого сценария не позволит Ленинградской области решать новые задачи повышения уровня и качества жизни населения», — прокомментировал Дмитрий Ялов.

Форсированный инновационный сценарий предусматривает увеличение объема инвестиций за счет заимствований и государственных капиталовложений. Данный подход позволит в короткие сроки добиться роста экономики на уровне 6% и более. Однако неизбежно возникнут серьезные риски чрезмерного увеличения нагрузки на бюджетную систему и как следствие дисбаланса в структуре расходов бюджета.

Реалистичный инновационный сценарий, выбранный в качестве приоритетного, имеет гораздо лучшие перспективы. Он позволит обеспечить стабильный экономический рост на уровне не менее 5% в год. Основой достижения этого станет привлечение инвестиций в развитие и внедрение инновационных технологий во всех отраслях.

«Реализовать на практике выбранный сценарий инновационного развития будет не просто, — отметил вице-губернатор. — Однако именно этот путь позволит Ленинградской области остаться в первой десятке регионов России и решить целый комплекс проблем не только экономического, но и социального характера. Прежде всего, он открывает реальную возможность улучшить в регионе демографическую ситуацию. Причем, не из-за притока мигрантов, как это происходит сегодня, а в основном за счет повышения рождаемости среди местного населения».

Вице-губернатор высказал уверенность, что увеличение численности жителей области до двух миллионов и более к 2025 году — вполне достижимая цель.

Впечатляют и экономические рубежи, на которые области предстоит выйти к 2025 году. Объем внутреннего валового производства в регионе должен достичь 2 трлн 239 млрд рублей, а объем инвестиций в основной капитал — до 1 трлн рублей. Рост реальных доходов населения в год составит не менее 5%.

Решить столь сложную задачу, по мнению Дмитрия Ялова, позволит реализация пакета новых инвестиционных проектов и усиление работы по привлечению инвестиций в инновационные производства и технологии. Предлагается также повысить координацию взаимодействия с Санкт-Петербургом по работе с инвесторами.

Говоря о проблеме дисбаланса в развитии территорий, Дмитрий Ялов предложил сосредоточить усилия на создании условий для трудовой занятости населения. При этом особое внимание следует уделить диверсификации монопрофильных населенных пунктов.

Официально Министерство регионального развития России признало моногородами на территории Ленинградской области только Пикалево, Сясьстрой, Сланцы, Волхов и Коммунар. Причем два последних благодаря определенным успехам в модернизации экономики уже утратили статус моногородов. Тем не менее, по словам Дмитрия Ялова, к населенным пунктам с монопрофильной экономикой в Ленинградской области относится большинство крупных поселков и целый ряд городов. По крайней мере, благополучие их жителей, а значит — экономическая и социальная стабильность на их территории, в значительной степени зависят от рентабельности работы одного-двух градообразующих предприятий. Вице-губернатор отметил, что заложенные в концепцию задачи должны стать ориентирами для государственных программ Ленинградской области.

 

О дальних районах замолвите слово…

Губернатор Александр Дрозденко, выслушав докладчика, подверг критике проект концепции за отсутствия в нем ясного и четкого ответа на самый злободневный для Ленинградской области вопрос: с помощью каких инструментов можно будет устранить перекос в уровне социально-экономического развития ближних и дальних районов?

Говоря о системных ошибках предложенного варианта концепции, губернатор указал на преувеличенную роль Петербурга как единого центра притяжения для бизнеса. Безусловно, Северная столица занимает ключевую позицию в формировании петербургской агломерации. Однако на карте Ленинградской области существуют и другие точки роста, где наблюдается чрезвычайно высокая интенсивность инвестиционных и экономических процессов. В их числе Высоцк и Приморск (Выборгский район) с работающими здесь мощными портовыми комплексами, Усть-Луга (Кингисеппский район), где наряду с крупнейшим в России мультипрофильным портом планируется создать крупную индустриальную зону и построить новый город, а также Тихвин, в котором ГК «ИСТ», построив самый современный в стране вагоностроительный завод, намерена реализовать новые масштабные проекты. Все это позволяет прогнозировать интенсивное развитие названных территорий на перспективу.

По мнению губернатора, концепция должна предусматривать отдельный блок мероприятий по развитию Лодейнопольского, Бокситогорского, Подпорожского и других удаленных районов. Одним из таких шагов, по его словам, должно стать перераспределение ассигнований, направляемых областной казной на поддержку малого и среднего бизнеса, строительство индустриальных парков.

«Зачем вкладывать деньги бюджета в создание инженерно подготовленных площадок в Ломоносовском или Всеволожском районах, если бизнес туда и так приходит?», — сказал Александр Дрозденко и предложил сократить поддержку бизнеса в пригородных района до минимума, а высвободившиеся средства направить на поддержку депрессивных территорий. Например, увеличить стартовые пособия для начинающих бизнесменов с 300 тыс. до 3 млн руб. за счет уменьшения грантов малому бизнесу в ближних районах.

Губернатор напомнил, что в ходе недавнего визита в Лодейнопольский район он посетил новое современное производство сантехнических изделий.

«Как же удалось привлечь инвестора на столь удаленную территорию?», — спросил присутствующих глава региона и сам тотчас же ответил: «Власти района создали инвестору благоприятные условия, предоставив и здание под размещение производственных цехов, и подключение к инженерным системам жизнеобеспечения, и так далее». Данный пример, по словам Александра Дрозденко, наглядно показывает, что даже у дальних районов есть хорошие перспективы для развития малого и среднего производственного бизнеса.

 

Концепция принята, но с поправками

Позицию губернатора поддержали и другие участники заседания. Так, спикер областного парламента Сергей Бебенин отметил, что в концепции нет конкретных предложения по развитию северо-восточного куста Ленобласти, а упомянутые в ней лесной комплекс и «пищевка» и так развиваются еще с советских времен. По мнению Сергея Бебенина, перспективы дальних районов могут быть связаны именно с созданием индустриальных парков и технопарков, с развитием малого и среднего бизнеса.

Вице-губернатор Ленобласти по внешним связям Александр Кузнецов был еще более категоричен. Он высказал мнение: «В представленном виде концепция, как пылесос, высосет все население из дальних районов, и там будут проживать одни мигранты, осваивающие лесной фонд», и выразил сожаление: «Разработчики не услышали критику, звучавшую на всех этапах обсуждения концепции».

Первый вице-губернатор Константин Патраев также отметил, что если область не будет целенаправленно развивать дальние районы, то население постепенно стянется вокруг Санкт-Петербурга. Рассуждая о возможных путях решения проблемы, первый вице-губернатор помянул столыпинские времена, когда властям вполне успешно удавалось решать задачи по заселению малолюдных земель на окраинах империи.

В итоге практически все участники заседания пришли к выводу, что концепция должна как минимум предусматривать отдельный блок, посвященный развитию дальних районов. По их мнению, это не только позволит более адресно направлять средства казны на повышение уровня и качества жителей дальних территорий, но и привлечет внимание бизнеса, который получит дополнительные стимулы для рассмотрения возможности создания новых производств в Присвирье и на юго-западе области.

Подводя итоги, губернатор Александр Дрозденко поручил разработчикам учесть в проекте документа все высказанные на заседании замечания и предложения. По его словам, только после этого проект Концепции социально-экономического развития Ленинградской области может быть направлен в Законодательное Собрание для принятия в статусе областного закона.

 

Вадим Ежов

(фото представлены автором

и пресс-службой областного правительства)

Автор: Вадим Ежов
Дата: 21.05.2013
«Петербургский строительный рынок» № 149
Рубрика: ***




«« назад